Ускоренное
выращивание подсолнечника
незрелыми семенами.
Определение плотности
закладки цветков и семянок в
соцветии корзинки подсолнечника.
Определение
количества цветков в соцветии
корзинки у подсолнечника.
Поскольку количество
семян является функцией
количества цветков в корзинке и
основным компонентом урожая
масличного подсолнечника,
то отсюда следует, что на
урожай с растения сильно влияет
количество цветков в соцветии
/229/. Однако количество цветков в
корзинке подсолнечника варьирует
в зависимости от генотипа и
фенотипической пластичности от
60 до 3000 шт. и более.
В связи с этим исследования
по стабильности и наследованию
данного признака значительно
затруднены из-за трудоемкого
процесса подсчета цветков,
вследствие чего на
подсолнечнике такие работы нам
не встречались вплоть до 80-х годов
нашего столетия. Поэтому нами и
были начаты в 1983 г. исследования
в этой области.
Помимо основной работы,
направленной на
установление природы признака
количество цветков в соцветии (т.е.
какие процессы лежат в его
основе: генетические или
модификационная изменчивость) и
вопросов его наследования при
межлинейной гибридизации,
которая проводилась с помощью
примитивного
трудоемкого подсчета, нами
велись исследования по вопросам
облегчения последнего или
устранения вообще. Как известно,
количество цветков в корзинке
подсолнечника формируется на 3-4
этапах органогенеза или на
второй стадии развития (фотостадия)
/85/, следовательно, зависит от
условий среды, а также от того,
насколько генотипически
продолжителен будет этот период.
Не менее
интересным является тот факт,
что угол прикрепления черешков
листьев к стеблю, угол вращения
черешков вокруг стебля, угол
жилкования листьев, а также углы
двух семейств парастихических
спиралей корзинки являются
идентичными и постоянными для
каждого вида растений /226/. То
есть данный вопрос находится в
поле зрения явлении
филлотаксиса (буквально - "устроение
листа"), которое
в свою очередь тесно согласуется
с законами чисел Фибоначчи и
Золотого сечения.
Последовательностью
Фибоначчи называется
последовательность, первые два
члена которой равны 1, а каждый
последующий - сумме двух
предыдущих /25/. Вот первые члены
этой последовательности: 1, 1, 2, 3,
5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, ... .
В
разнообразных спиралевидных
расположениях мелких частей
растений обычно можно усмотреть
два семейства спиралей.
В одном из
этих семейств спирали
завиваются по часовой стрелке, а
в другом - против. Числа
спиралей того и другого типов
часто оказываются соседними
числами
Фибоначчи.
Так,
легко заметить, что на многих
сосновых шишках семена ("чешуйки")
расположены в трех спиралях. Они
же расположены в пяти спиралях,
круто завивающихся в
противоположном направлении. В
крупных шишках удается
наблюдать 5 и 8 и даже 8 и 13 спиралей.
Хорошо заметны такие спирали и
на ананасе, обычно их бывает 8 и
13. У многих сложноцветных (например,
у маргаритки или ромашки) отмечено спиральное
расположение отдельных цветков
в соцветиях-корзинках.
Число спиралей здесь бывает
13 в одном направлении и 21 - в
другом или даже соответственно 21
и 34 /25/.
Филлотаксис
подсолнечника - одна из многих
неожиданных встреч с
последовательностью
Фибоначчи.
Впервые с ней столкнулся в
прошлом столетии французский
математик Э. Люка, читая книгу
"Искусство абака"
знаменитого итальянского
математика эпохи Возрождения
Леонардо Пизанского,
прозванного Фибоначчи - "сын
добродушного" (1202 г. н. э.).
Наряду с числами Фибоначчи, Э. Люка
обнаружил еще одну
последовательность: 2, 1, 3, 4, 7, 11, 18, 29,
47, 76, 123.
... .
Такие последовательности, в
которых каждый член
определяется как некоторая
функция предыдущих, называются
рекуррентными
(возвратными) /9,
25, 76/. Кроме
этих последовательностей, на
подсолнечнике нами была
обнаружена еще одна: 2, 2,
4, 6,
10, 16, 26, 42, 68, 110,
... ,
которая, как
и последовательность Э. Люка,
встречается довольно часто, но
реже, чем последовательность
Фибоначчи. В полевых условиях
количество рядов или спиралей
по периферии корзинки бывает
обычно 89 и 144; 76 и 123; 68 и 110.
Нельзя не
остановиться вкратце еще на
одной очень важной
закономерности, без которой невозможно
правильное понимание последующих
взаимосвязанных вопросов.
Итак, золотое сечение
- это такое делание целого на две
неравные части,
при котором большая часть
так относится к целому, как
меньшая к большей.
Если длину отрезка АВ
обозначить через α, а длину
отрезка АС - через õ
, то длина отрезка СВ будет α
- õ
(рис. 8), а пропорция примет
следующий вид:
x
: a
= (a
– x)
: x (1)
При этом части
золотого сечения составляют
приблизительно 62 и 36% всего
отрезка.
A
C B
| ----------- x------------------ | ----- a – x ------|
|=================== |=========== |
|-------------------- a
------------------------------|
Рис. 8.
Деление отрезка в отношении
золотого сечения
Автором золотого
сечения был крупнейший
математик ХУ в. итальянец Лука
Пачоли, написавший книгу "Божественная
пропорция",
иллюстрировал которую друг
Пачоли, великий Леонардо да
Винчи. Именно
он и ввел сам термин "золотое
сечение" /6/.
Если в пропорции (I)
положить õ
= ατ
, тo
относительно t
получится следующее
уравнение:
t2
+
t
- 1 = 0
(2)
Положительный
корень этого уравнения равен
отношению золотого сечения:
t
= x:a =(a-x):x =
(Ö
5 - 1):2
(3)
Непосредственные
вычисления показывают, что число,
обратное t,
на единицу больше самого t.
Это единственное число,
обладающее таким свойством:
t
= 0,618033989..., 1/τ
= 1,618033969...
.
Вспомнив о
приближениях
числа t
подходящими
дробями, мы заметим, что
отношение любого члена
последовательности Фибоначчи к
последующая члену является
подходящей дробью числа
t,
т.е. приближенным
значением отношения
золотого сечения. Разделить
золотым сечением на две целые
части с хорошим приближением
можно числа, являющиеся членами
последовательности Фибоначчи.
Например, золотое сечение числа 8
дает (3, 5), числа 13 -
(5, 8), числа 144 - (55,
89) и т.д.
Таким
образом, мы вплотную подошли к
тем вопросам, которым собственно
и посвящена данная работа.
Подобного рода исследования, но
без учета вышеуказанных законов,
были проведаны австралийскими
учеными J.H.
Palmer,
B.T.
Stear
и опубликованы в 1985 г. в
материалах XI
международной конференции по
подсолнечнику, проходившей в
Аргентине /229/. Однако эта работа
имеет не совсем законченный вид,
а формула подсчета цветков не
дает высокой точности. Основной
недостаток заключается в том,
что авторы не пошли в
рассмотрении сложной геометрии
соцветия дальше так называемой
первой зоны, где начинается
слияние рядов, считая
архитектонику цветка в центре
неупорядоченный. Поэтому в их
терминологии мы сталкиваемся
только с одним сочетанием двух
семейств парастихических
спиралей: короткими и длинными
рядами, расположенными в
противоположных направлениях по
периферии корзинки
подсолнечника.
Сразу хотелось бы
остановиться на особенностях
наших представлений о строении
соцветия и той терминологии,
которой мы пользуемся до сих пор.
Так, в корзинке имеются явно
различимые большие (1, 3) и малые (2,
4) ряды, среди которых есть
короткие (1, 2) и длинные (3, 4)
(рис. 9).
При этом интересно, что среди
малых рядов (от периферии)
существуют визуально короткие
ряды в одном направлении,
которых всегда больше на один
член по последовательности
Фибоначчи, и длинные, которых
всегда меньше на один член
последовательности.
Рис. 9. Расположение
рядов в соцветии корзинка
подсолнечника.
Если
это записать формулой, где
числители – количество рядов, а
знаменатели - количество цветков
в этих радах, то можно заметить
интересную закономерность
по часовой стрелке (короткие)
против часовой стрелки (длинные)
55/5
34/8 - малые ряды
23/13 13/21
- большие ряды
Чем короче ряды (будь
они малые или большие), тем их
больше. А последовательность
рядов уменьшается от периферии к
центру.
Последовательность же
количества цветков
увеличивается к центру строго в
последовательности Фибоначчи
или в соответствии с отношением
золотого сечения. Поэтому,
несмотря на визуальную
хаотичность центра корзинки,
последний имеет математически
строгий вид. В этом легко
убедиться, если удалять цветки,
ориентируясь на прицветные
чешуи, которые очень четко
указывают на существование
больших рядов и сравнительно
неплохо различимы в центре
корзинки, а к периферии они как
бы "растворяются" (так как
расстояние между цветками ряда
увеличивается). Малые же ряды хорошо
видны по периферии и сливаются к
центру. Х. Пальмер и Б.Стиэр
пользовались только малыми
рядами.
ДАЛЕЕ>>>
|